On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум посвящен светлой памяти наших предков, основавших, защищавших и отстоявших нашу Кубань!

АвторСообщение
подъесаул




Сообщение: 35
Зарегистрирован: 05.02.08
Откуда: Россия, п.Рассвет, Кубань
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 20:51. Заголовок: Жизнь и культура казаков


ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА
Здесь, на Северном Кавказе, появилась новая культура - кубанская. Местные условия неизбежно влияли на изменения в быту прибывших сюда переселенцев. Кстати, мои родители переехали на Кубань в конце 1959 года с Урала
Сами постройки, жилища, утварь, бытовые вещи, питание, одежда претерпели изменения
Селились сразу основательно: около реки дворами (дом, или как тут говорят -хата), амбар, конюшня, хлев, свинарник, курятник, навес для сельскохозяйственного инвентаря, огород, колодец, летняя печь (груба), садик.
Леса в этих местах мало, и жители строили дома не деревянные, а чаще турлучные (каркас из дерева заливали глиной, землей с соломой) и потом обмазывали глиной, реже глинобитные (литые) или вальковые (глина с соломой).
Конечно, деревянные дома тоже строились, и даже каменные, но это могли себе позволить только зажиточные или богатые люди. Четырех- или двускатная крыша с чердаком почти всегда была камышовой, реже соломенной. Дома были квадратными (южно-русские) с одним - двумя и более жилыми комнатами, кухней с большой русской печью с трубой. Большая русская печь постепенно заменялась простой печью из-за теплых зим на Кубани. В доме имелись кладовка, погребник или погреб, пол был глиняный, стены и потолок белены, окна со ставнями.
Набор вещей был прост: святой угол с иконами и лампадой, обеденный стол (летом на улице круглый, на низеньких ножках - называется сырно), кровать для сна, сундук, лавки, настенный шкафчик для посуды.
Стираются постепенно великорусские и малорусские привычки в одежде и обуви, исчезают лапти, сапоги появляются у всех, привилось русское слово «рубаха» и украинское «шаровары». Сближаются пища и утварь с общей южно-русской, украинской и донской традициями. Подовый хлеб и пироги, пирожки, вареники, кулеш, знаменитый борщ (вместо щей), варенец, горилка, брага, вино, различные узвары (взвары) и многое другое также близки кавказской кухне.
Каждая усадьба огораживалась со стороны улиц и смежных владений.
Со стороны улиц оградой могли быть: глиняная стенка, камышовая или плетеная изгородь, деревянный забор.
Традиционная кубанская культура прежде всего зримо проявляется в языке. Казачий язык бытовал и бытует в устной форме. Возник он на основе соединения разных стилей разговорных украинского и русского и представляет собой диалект в составе русского языка.
Как язык характеризует казака?
Во-первых, казак неречист. Во-вторых, откровенен и образен в слове. Казак сохранял общинный характер жизни, поэтому «кучковался» - собирался вместе по любому поводу. Например, я помню из своего детства даже, как строили кумовьям моих родителей новую хату. Сначала собрались люди со всего крайка, родственники, кумовья-сватовья и просто чужие люди, но желающие помочь, сделали сообща замес, потом из этого замеса заформовали саман и разложили его сушиться на солнце. Где-то через месяц, когда саман высох, снова собрались и за день сложили хату, наложили потолок, обмазали стены и в конце работы все за столом отметили это событие. Так как жили бедновато, то застолье организовали совместно: несли на закуску кто что мог, а вот выпивкой обеспечивал хозяин. Оставалось еще поставить крышу, но это уже делали наемные плотники. Сейчас такого уже давно не видно, старые традиции забываются.
Казак любит «побалакать» - поговорить, а в разговоре откровенен, раскрывает душу в песне, любит и умеет петь - «спивать», смеяться - «рыготать».
Большую роль в жизни казака играла семья, родственники. Для них характерны ласковые слова: «папаня», «мамука», «бабуня», «дедуня», «внука» и т. д.
Казаки настолько категоричны в своих оценках, нравственные критерии их высоки: «щирый» - добрый, «гарный» - красивый, «дэбэлый» - здоровый. Отри¬цательно характеризуются «неслухи» - непослушные, «невдалюкы» - неуклюжие, «дурноеды» - дармоеды, «лайцы» - сквернословы.
Даже из этих немногочисленных примеров видно, что язык казачества был емким, образным, но не вышел за уровень диалекта. К сожалению, казачий язык сегодня - уходящее явление. Наше поколение еще понимает и может говорить на нем, но дети уже отходят от него.
Описывая одежду казаков в конце XIX века, современник писал: «В летнее и весеннее время мужчины носят легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку, в зимнее время мужчины носят бурку и башлык. В праздничные дни казаки носят атласные бешметы, оправленные серебром, опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны, перепоясаны ременным поясом с серебряным набо¬ром и кинжалом».
Верхняя одежда казака - черкеска (заимствованная у адыгов) была длинной, просторной, чтобы зимой надевать на теплые вещи, даже полушубок. К ней на уровне груди нашивались газыри для ношения ружейных патронов. Папахи у каза¬ков были высокие, черные - парадные и серые - повседневные.
Традиционный женский костюм - юбки и кофты - шился из фабричных тканей (шелк, бархат, ситец). Фасоны разнообразные, с массой украшений. Обязательно
надевалась нижняя юбка - «спидныця». В косы вплетали дорогие шелковые ленты, на головы надевали красивые шелковые платки, на ноги - полусапожки.
С возрастом женщины предпочитали одеваться в более темную одежду, украшая ее узорчатой вышивкой. Преобладал цветочный и геометрический орнамент. У модниц встречались и вышитые сюжетные картинки.
Казаки с раннего детства готовили детей к военной службе: обучая стрельбе из ружей, рубке, джигитовке. Все праздничные церемонии носили ярко выраженный характер.
Важную роль в казачьей семье играла бабуня: муж на службе, жена на работе, все воспитание детей ложилось на плечи бабунь, которые пользовались большим авторитетом. Меня сначала воспитывали соседские бабуни, а потом – свои.
Казаки были глубоко верующими людьми. Православие освещало и определяло весь земной путь казака, формировало мировоззрение.
Казачья община для кубанских казаков являлась важной социальной организацией. В ней проходила вся жизнь. Казаков объединяли производственные интересы, коллективная ответственность перед государством за правосудие, потребность в защите, организация досуга, взаимопомощь. Трудно отыскать в повседневной жизни явление, которое выпало бы из поля зрения станичного общества.
И хотя мировоззрение кубанского казачества по-прежнему определялось традиционным жизненным укладом (военная служба, земельная община, православная вера, патриотизм, уважение к старшим, трудолюбие), под давлением советской политической системы облик казачества постепенно менялся.
Для большинства населения советская власть не могла быть легитимной (законной). Искренне приняла ее малочисленная часть казаков: молодежь, бедняки и батраки, горожане, малообразованные. Большинство казаков сохраняли в 20-х годах надежду на восстановление войсковой организации, атаманского правления, былых привилегий. Казаки стремились вытеснить иногородних из станичной общины. На выборах поддерживали кандидатов хозяйственно состоятельных, образованных, религиозных. Не допускали молодежь и женщин к решению общественных дел.
НЭП в 1921-1924 годах рассматривался казаками как новая хитрость коммунистов, так как быстрого уменьшения налогов не произошло, не изменился и состав органов власти (незначительно было представительство казаков в органах местной власти). Расширение НЭПа в 1925-1926 годах было воспринято кубанскими казаками как слабость власти и свидетельство реальности надежд на восстановление дооктябрьских порядков.
Казаки считали, что вслед за Лениным, который считал казачество обреченным на исчезновение, Сталиным, который войсковые традиции казаков расценивал как признаки «коллективного, народного», правящая партия недооценила этнокультурное своеобразие казачества как общности людей, обладавшей самобытным этническим самосознанием, устойчивыми особенностями культуры и образа жизни.
Политическому и культурному сознанию кубанских казаков в 20-х годах были присущи переходность, неустойчивость, распад стереотипов поведения, жизненных ориентации. В результате земельной реформы казачество (как социально-экономическая группа) почти перестало существовать. Ему оставили лишь лампасы, папахи, песни и воспоминания о прошлом.
Политика и идеология, поставленные на службу идее всеобщего равенства, задавили смысл и «мягко» почти полностью уничтожили казачество.
Характерными чертами крестьянского менталитета как казаков, так и иногородних являлись: чувство неразрывной связи со своей семьей, чувство собственника средств производства (но землю все же считали «Божьей собственностью»), добросовестное отношение к труду, подчинение главе семьи как организатору семейного благополучия, восприятие результатов труда как семейной собственности, привязанность к природе-кормилице, непонимание причин собственных лишений и страданий, вера в высшую справедливость общинных отношений (сохранялось до конца 20-х годов).
Общественно-политические взгляды в крестьянской среде за годы НЭПа претерпели существенную трансформацию. Коротко их можно охарактеризовать так: недоверчивое отношение к народным комиссарам, как и к царским министрам, а ведь это народные, сравнение новой власти со старой не в пользу первой, при советской власти страдания крестьян умножились, крестьяне воспринимали правящую партию как стоящую в стороне от народа, пугали детей коммунистом-безбожником, выступали против разделения деревни на бедняков и кулаков.



Слава Кубани! Слава героям! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


подъесаул




Сообщение: 42
Зарегистрирован: 05.02.08
Откуда: Россия, п.Рассвет, Кубань
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 23:57. Заголовок: Общественная жизнь станичников


ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

В первые годы в станицах определились военизированные условия жизни казаков. Они несли постоянную сторожевую службу в самих станицах и их окрестностях, никогда не расставались с оружием и всегда были готовы дать отпор в случае нападения. Часть казаков уходила из станицы на военную службу в действующую армию.
Все жители станиц подчинялись установленному порядку, а кто его нарушал, тот строго наказывался.
Скот на пастбища выгонялся с восхода и загонялся на закате. После захода солнца никто из жителей не имел права покидать станицу. Когда закончилась война на Кавказе, власть в станицах переходит от военизированного быта к гражданскому.
Власть осуществлялась атаманами, станичными сходами, правлениями и судами. В станичном сходе имели право участвовать только выборные, которые избирались по одному от каждых 20 дворов. Избирать и быть избранным мог каждый казак, достигший 25 лет. Выборными были, как правило, старики и отслужившие зажиточные казаки.
Женщины-казачки не имели права голоса и могли выступать на сходе только в роли просительниц. Иногородние тоже избирали из своей среды выборных, но на сход их допускали только при рассмотрении вопросов, связанных с ними. Но бывало, когда дела иногородних решали и без их участия.
Станичный сход собирался ежемесячно, но иногда и чаще, по мере необходимости, как правило, по воскресеньям или праздникам. Только в экстренных случаях сход собирался в будний день.
Выборные избирались на один год. Сход считался правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 выборных. Решающее слово на сходе принадлежало атаману.
Отдельные решения схода могли вступить в силу только после их утверждения атаманом отдела. К таким решениям относились: выбор атамана и членов станичного правления, утверждение бюджета станицы, пользование коллективным имуществом и другие.

Атаман осуществлял исполнительную власть в станице и избирался на три года. Общество станицы, с согласия войсковой администрации отдела, могло сместить атамана до истечения его полномочий или переизбрать его на второй и третий срок.
Были случаи избрания на пост атамана станицы или хутора из казаков сред¬него достатка или даже бедняков. Атаман имел право не только оштрафовать провинившегося, дать вне очереди наряд на дежурство, но и наказать физически -дать плетей, посадить в карцер.
Станичное правление тоже избиралось на три года. В его состав входили: атаман, два его помощника, два писаря - гражданский и военный, три доверенных. Атаман станицы пользовался широкими правами. Он имел право оштрафовать на сумму до 3 рублей за мелкие проступки или заставить отработать на общественных работах до трех дней. За повторное нарушение порядка виновных штрафовал на 5 рублей, а на общественных работах отработать до пяти дней.
Контроль за деятельностью атамана и станичного правления осуществлялся со стороны войсковых чиновников отдела. За невыполнение распоряжений вышестоящего военного начальства атамана могли отстранить от должности и без согласия общества. Таким образом, атаман должен был строго выполнять все указания вышестоящих органов, защищать интересы государства.
В законоположениях о станичном самоуправлении подчеркивалось, что на выборные должности следует выбирать казаков, отличающихся «благочтением» и «домовитостью». Станичные атаманы, вступая в должность, принимали присягу и подписывали особые «клятвенные обещания» и «присяжные листы», обещая хранить верность Государю императору, исполнять в точности законы империи, «не писать и не говорить ничего, что бы могло клониться к ослаблению православной церкви и власти государства».
Станичный сход избирал станичный суд из 5 человек сроком на один год. Членами суда могли быть только казаки. Иногородние не имели такого права. Заседание суда проводилось два раза в месяц. Суд судил как казаков, так и иногородних.
Станичное правление имело свою собственность и бюджет, который складывался из доходов от общественного имущества и денежных поборов, налогов и штрафов с населения, от питейных заведений, сдачи в аренду земли, от посаженной платы за места на базарах и ярмарках, за выпас скота...
Главная собственность общества земля была фондом для нарезания казачьих паев. Казаки никаких налогов не платили, кроме штрафов. Иногородние, кроме штрафов, платили посаженную плату: ежегодно платили за землю под приусадебным участком, за пользование общественными пастбищами и т. п.
Главной обязанностью казаков по отношению к государству была военная повинность.
Кроме военной, казаки и иногородние отбывали и другие повинности: квартирную, подворную, караульную. В случае расположения в станице воинских подразделений жители ее бесплатно представляли для них свои квартиры.
Казаки пользовались всеми общественными благами, а иногородние за все должны были платить.
В станицах существовали нормы выпаса скота иногородними бесплатно: 4 коровы, 2 лошади, 10 овец и столько же свиней. За остальной скот платили за каждую голову коров и лошадей - 50 копеек за год, за овцу и свинью - по 15 копеек. Пастух оплачивался отдельно, на птицу ограничений не было.
Иногородние наравне с казаками несли гужевую и трудовою повинность. Медицинская помощь и обучение в школе для иногородних тоже были платными.


Слава Кубани! Слава героям! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



На главную| | Добавить страницу в «Избранное»