On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум посвящен светлой памяти наших предков, основавших, защищавших и отстоявших нашу Кубань!

АвторСообщение
подъесаул




Сообщение: 15
Зарегистрирован: 04.02.08
Откуда: Россия, Староминская
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.09 06:31. Заголовок: История Кубанского Казачьего Войска


Краткая историческая характеристика Кубанского казачьего войска
14 июня 2009 | автор: zafe | Казачество |

На первом съезде Кубанского казачества, состоявшегося 14 октября 1990 года, было создано общественное объединение Кубанская казачья Рада.

Этим актом было положено начало возрождения Кубанского казачества, как этнического общественного объединения прямых потомков казачьих родов Кубани на основе духовно-культурных, социально-экономических интересов казаков с учетом интересов других слоев населения.

Возрождение Кубанского казачества осуществлялось на исторически традиционных для казаков принципов доброй воли, православия, веротерпимости, уважения национальных традиций других народов, населяющих Кубань, духовно и военно-патриотического воспитания молодежи, свободного хозяйственного развития.

Главной целью возрождения Кубанское казачество определило служение Отечеству – России. 24 октября 1992 года на очередном съезде Кубанского казачества Кубанская казачья Рада переименована во Всекубанское казачье войско.

Устав Войска, принятый съездом, утвержден Главой администрации Краснодарского края, постановление № 307 от 27 августа 1993 года. 14 октября 1995 года четвертый Всекубанскимй сбор казаков единодушно признал правильность деятельности Войскового Правительства в политической, социальной, экономической, военной, культурной и духовных областях.

Законодательное собрание Краснодарского края 26 сентября 1995 года приняло Закона «О реабилитации Кубанского казачества» на основе Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов».

Кубанское казачество признано реабилитированным народом. Признано право кубанских казаков на восстановление этнического единства, участия в государственном управлении Краснодарского края в соответствии с Федеральным Законодательством, в самоуправлении, на развитие социально-экономического уклада, бытовой и духовной культуры.

Признано, что на территории Краснодарского края может быть создано только одно краевое Кубанское казачье общество- Всекубанское казачье войско.

Атаман Всекубанского казачьего войска представляет кубанских казаков внутри страны и в неправительственных международных отношениях.

По состоянию на 1 апреля 1996 г. Войско насчитывало в своем составе 122604 казаков и членов их семей, состоящих в 383 хуторских, станичных и городских казачьих обществах, которые были объедены в 64 территориальных и окружных этнических общества. Эти общества для улучшения управления были сведены в исторически существовавшие до 1917 г. 7 отделов и 1 округ. Территории отделов и округа были определены приказом Атамана Войска.

Всекубанское казачье войско составляли: Баталпашинский, Екатеринодарский, Ейский, Кавказский, Лабинский, Майкопский, Таманский отделы и Черноморский округ, включающие расположенные на их территориях районные, городские, станичные и хуторские казачьи общества. Баталпашинский отдел расположен на территории Карачаево- Черкесской республики. Майкопский отдел - в республике Адыгея.

Во исполнение Указа Президента РФ №835 от 9 августа 1995г. Атаманом Войска проведены организационные мероприятия по регистрации способных и изъявивших желание нести государственную службу членов казачьих обществ хуторского , станичного, городского и отдельского звена.

12 декабря 1997г. на Большом Сборе казаков ВКВ принято решение о переименовании Всекубанского казачьего войска в Кубанское казачье войско и принят Устав Кубанского войскового казачьего общества, который был утвержден Указом Президента РФ №448 от 24 апреля 1998г.

Решением Главного управления казачьих войск при Президенте РФ от 5.02.1998г. № 2 Кубанское войсковое казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ России, о чем выдано свидетельство № 50 от 5 мая 1998г.

30 мая 1998г. на Большом Сборе казаков Кубани по результатам тайного голосования на должность атамана реестрового Войска избран В.П. Громов.

В настоящее время Кубанское казачье войско структурно состоит из 7 отделов и 1 округа, объединяющих 65 районных казачьих обществ, в состав которых входят 331 казачье общество, в том числе 231- хуторское, 53- станичных и 17 – городских, расположенных на территории Краснодарского края, Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики. Численность ККВ составляет более 137 тыс. казаков, в том числе взявших обязанности по несению государственной и иной службы – 32999 человек. На воинском учете в районных, городских комиссариатах состоит 15700 казаков, из них офицеров запаса – 1201 казак.

В штабе Войска заведен списочный учет всех казаков независимо от возраста, в основе которого данные военкоматов районов и округов. Все казачьи отделы и общества прошли рабочую аттестацию на аттестационной комиссии Войска и им утверждены Уставы.



© Г.А. Тыванюк,
первый заместитель
Атамана Кубанского
казачьего войска
казачий полковник
www.uga.ru



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]


подъесаул




Сообщение: 244
Зарегистрирован: 05.02.08
Откуда: Россия, п.Рассвет, Кубань
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.11 11:22. Заголовок: Как песня стала гимн..


Как песня стала гимном

Гимн Краснодарского края имеет довольно интересную историю. Когда он звучит, оживает дух кубанского казачества с его огромной приверженностью к родной земле, тяготам военной судьбы и победам на турецком фронте.

Ты, Кубань, ты наша Родина!
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь!
Глубоким патриотическим чувством продиктованы стихи полкового священника Константина Образцова, написанные им на русско-турецком фронте в тяжёлом 1914 году. Первая мировая война. Кубанские казаки смело сражаются за Отчизну и горько тоскуют на чужбине по родной земле. Ведь в самой крови у этих вечных воинов нежная, самозабвеннная любовь к родным куреням, запаху хаты, хлеба и рыбной заводи, к песенному звону, не утихавшему над станицей.

Из далёких стран полуденных,
Из заморской стороны
Бьём челом тебе, родимая,
Твои верные сыны.

О тебе здесь вспоминаючи,
Песню дружно мы поём,
Про твои станицы вольные,
Про родной отцовский дом.

Константин Образцов, будучи духовным пастырем, тонко чувствовал эти настроения, да и сам он переживал разлуку и все тяготы военной судьбы. Стихи быстро положили на музыку и посвятили 1-му Кавказскому казачьему полку в память их мужества и славы в боях Первой мировой войны.

О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина
Мы идём на смертный бой.


Песня написана в виде приветственного послания, коллективного письма на Кубань. Она сразу же привлекла внимание воинов. Другие военные песни, как правило, описывали картины походов, сражений. А в этой – нет ничего внешнего, батального, описательного. Только чувство. И оно передается по-человечески просто, задушевно, а в то же время мудро и величаво.
О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать.

Сначала песня исполнялась в небольшом кругу фронтовиков. Через год-два её запели все кубанские подразделения действующей армии. В период гражданской войны она была официальным гимном Кубанской рады. И в годы Великой Отечественной песня поднимала боевой дух казаков и вместе с ними прошла победный путь от берегов Кубани до Эльбы. Её слышали в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германии, Франции.
В современной обработке композитора Виктора Захарченко песня прочно вошла в репертуар Кубанского казачьего хора. Когда в середине 90-х песню предложили сделать гимном Краснодарского края, часть депутатов высказалась против. Тогда на сессию Законодательного собрания позвали Кубанский казачий хор, запевал народный артист России Анатолий Лизвинский.
В зале не осталось ни одного равнодушного. Так в марте 1995 года краевое Законодательное собрание утвердило её в качестве Гимна Краснодарского края. Вслед за Государственным Гимном Российской Федерации он сопровождает теперь все торжественные церемонии в крае.
Впрочем, без этого мощного, объединяющего всех в едином порыве вокального произведения трудно теперь представить официальный облик Кубани и за рубежом. Герб, флаг и гимн «Ты, Кубань, ты наша родина» стали олицетворением пятимиллионного населения богатого своим потенциалом края, его визитной карточкой для народов всего мира.

Мы, как дань свою покорную,
От прославленных знамён
Шлём тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.

Наталья ПУГИНА,
заслуженный журналист Кубани и Республики Адыгея.


Слава Кубани! Слава героям!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
подъесаул




Сообщение: 16
Зарегистрирован: 04.02.08
Откуда: Россия, Староминская
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.09 06:34. Заголовок: В память о героях Ге..


В память о героях Георгиевского поста у Липок
14 июня 2009 | автор: zafe | Казачество |

В середине XIX века для связи Правобережья Кубани с берегом Чёрного моря была построена Адагумская коммуникационная укреплённая линия.

Она проходила от современного г. Славянска-на-Кубани до г. Новороссийска и состояла из 20 постов. В её составе находился и Георгиевский пост, расположенный на берегу р. Неберджай у липовой рощи. Пост представлял собой в плане прямоугольник образованный двойным плетневым забором с земляной засыпкой между плетнями. В заборе были сделаны бойницы для стрельбы. Внутри поста находилась казарма-полуземлянка.

С мая 1862 года гарнизон поста состоял из казаков 3-й роты 6-го черноморского пешего батальона. Начальником поста был сотник Ефим Миронович Горбатко. Гарнизон имел одну пушку, казаки были вооружены огнестрельным и холодным оружием.

3 сентября 1862 года на посту находились: один сотник, один урядник, один канонир, 32 казака и жена сотника – Мариана, приехавшая к мужу накануне.

Ночью с третьего на четвёртое сентября к посту вышло скопище горцев, состоящее, примерно, из четырёх тысяч человек, пеших и конных. Они имели целью нападение на станицу Верхне-Баканскую.

Несмотря, на тёмную ночь, сырую и ветреную погоду, скопище горцев было обнаружено заблаговременно и казаки встретили их дружными ружейными залпами. Пушка сделала несколько сигнальных выстрелов, для сообщения соседним постам о нападении. Но из-за дождя и ветра сигнал не был услышан.

Первая атака горцев была успешно отбита. Они отступили в лес.

Вскоре пост был атакован вторично. Используя длинные шесты с крючками на концах горцы пытались повалить плетневой забор. Но вторая атака также была отбита ружейным огнём и ручными гранатами.

Во время третей атаки горцам удалось повалить часть забора и проникнуть внутрь поста. Началась рукопашная схватка.

Жена сотника принимала участие в бою вместе с мужем. Казаки стояли насмерть, отбиваясь штыками и прикладами.

Но вот убит сотник Горбатко. Его гибель воодушевила горцев. Они бросились к его телу, чтобы отрубить голову. Но на их пути встала с ружьём в руках офицерская жена – Мариана Горбатко. Одного из горцев она сразила выстрелом, другого заколола штыком.

Горцы оторопели, но, оправившись через мгновение, изрубили её шашками. Так погибла героиня-казачька.

Оставшиеся в живых казаки укрылись в казарме-полуземлянке и продолжали бой через её окна. Через некоторое время горцы подожгли казарму, но казаки отстреливались до последнего. Все они сгорели, но не сдались.

Внезапность нападения горцами была упущена, и они отступили в горы, забрав с собой около, 200 трупов убитых.

Казачий резерв прибыл на пост на следующий день и обнаружил погибший гарнизон, 18 казаков были найдены в казарме сгоревшими в уголь. Сгоревшие казаки были похоронены у поста на берегу речки Неберджай; остальные в братской могиле на кладбище ст. Неберджаевской, жена сотника в отдельной могиле.

События на Георгиевском посту не имеют широкой известности. Более ста лет официальные документы о событиях 4 сентября 1862 года оказались невостребованными, так что и сам казачий подвиг оказался как бы утерянным. Место Георгиевского поста сейчас скрыто водами Неберджаевского водохранилища. Памятник героям немой укор небрежению нашему к собственной истории и безразличию к судьбам её героев. С 1920 года он заброшен (и даже не стоит на учёте), затем перенесён на другое место.

Подвиг казаков почти исчез из памяти народа. Могилы казаков разорены и непокаянные их души и ныне летают над водами Неберджая с горестными кликами.



© Ю. Зюзин, казачий полковник www.uga.ru



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
подъесаул




Сообщение: 7
Зарегистрирован: 05.02.08
Откуда: Россия, п.Рассвет, Кубань
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.09 16:27. Заголовок: Указ императора.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
подъесаул




Сообщение: 53
Зарегистрирован: 05.02.08
Откуда: Россия, п.Рассвет, Кубань
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 23:36. Заголовок: История Кубанского казачьего войска


XVII век
• 1696 — Хопёрские казаки отличились 21 мая поучаствовав в разгроме турецкого флота и 17 июля при взятии Азова, эта дата стала затем старшинством Кубанского войска.
XVIII век
• 1708 — уход Некрасовцев с Хопра и Дона на Кубань.
• 1700-1721 — участие хопёрских казаков в Северной войне.
• 1777 — строительство Азовско-Моздокской линии и переселение Хопёрских казаков.
• 1787-1791 — участие Черноморских казаков в составе конного полка Чепеги и пешего полка Белого в Русско-турецкой войне.
• 1792 — первые черноморские казаки прибыли на Тамань.
• 1792-1796 — участие Черноморского казачьего полка в Русско-польской войне.
• 1793 — заложен город Екатеринодар.
• 1796 — два полка были направлены в Персидский поход, в результате чего от голода и болезней потеряли половину своего состава. Это вызвало в 1797 году так называемый Персидский бунт со стороны вернувшихся на Кубань черноморцев.
XIX век
• 1806-1812-четыре казачьих полка участвовали в Русско-турецкой войне.
• 1812 — в Отечественной войне участвовали 9-й пеший полк, 1-й сборный конный полк и Лейб-Гвардии Черноморская казачья сотня.
• 1813-1814 — участие Черноморских казаков в заграничных походах Русской Армии.
• 1826-1828 — участие 2-х конных Черноморских полков,конно-артелирийской роты и особой пятисотенной комады в Русско-иранской войне.
• 1828-1829 — участие 3-х Черноморских полков: пеший полковника Житовского и 2 конных Залесского и Завгородного (на Дунае),а также 4 пеших полка,конно-артелирийская рота (у крепости Анапа) в Русско-турецкой войне.
• 1828 — штурм 12 июня казаками турецкой крепости Анапа.
• 1830-1831 — 2 конных Черноморских полка участвовали в Русско-польской войне.
• 1832-1853 — казаки участвуют в боевых действиях на Кавказе.
• 1853—1856 — во время Крымской войны черноморские казаки успешно отражали вылазки англо-французских десантов у берегов Тамани, а 2-й и 8-й пластунские (пешие) батальоны приняли участие в обороне Севастополя.
• 1856-1864-казаки участвуют в боевых действиях на Кавказе.
• 1860 — состав войска: 22 конных полка, 3 эскадрона, 13 пеших батальонов и 5 батарей.
• 1865 — Кубанскому казачьему войску пожаловано Георгиевское знамя «за Кавказскую войну», а ряду полков — Георгиевские знамёна (11-му и 17-му — «за отличие в Турецкую войну» и «в делах против горцев в 1828—1829 годах и при покорении Западного Кавказа в 1864»).
• 1873 — отряд кубанских казаков участвовал в Хивинском походе в Среднюю Азию.
• 1877—1878 — казаки сражались в войне с Турцией, воевали в Болгарии; особенно же они отличились при обороне Шипки, Баязета, взятии Карса и в действиях против турок в Абхазии. За это ряд казацких частей были награждены Георгиевскими штандартами.
• 1881 — три полка кубанских казаков участвовали во взятии туркменской крепости Геок-Тепе.
XX век
• 1904—1905 — около 2-х тысяч кубанских казаков участвовали в русско-японской войне. В мае 1905 года казаки под командованием генерала П. И. Мищенко в ходе конного рейда взяли в плен 800 японских солдат и уничтожили артиллерийский склад противника.
• 1914 — численность войска: 11 конных полков и 1 дивизион, 2,5 гвардейские сотни, 6 пластунских батальонов, 5 батарей, 12 команд и 1 сотня милиции (всего до 19 тыс. человек)
• 1914-1918 Первая мировая война. Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков и 1 отдельную казачью дивизию, 2,5 гвардейские сотни, 24 пластунских батальона и 1 отдельный пластунский батальон, 6 батарей, 51 различных сотен , 12 команд (всего около 90 тыс. человек).
• 1917—1920 — часть казаков во главе с Кубанской Радой поддержала идею независимости Кубани. Другая часть во главе с атаманом полковником А. П. Филимоновым в союзе с Добровольческой армией выступала за лозунг «Единой и неделимой России».
• 1918 — руководство казаков поддержало идею об объединении Кубани с Украинской Державой гетмана Скоропадского на правах федерации. В Киев тут же были отправлены послы, но объединению не суждено было сбыться, так как Екатеринодар был занят Красной Армией, а через некоторое время власть Скоропадского пала под натиском войск Директории.
• 1918—1920 — 28 января 1918 года Кубанской Радой на землях бывшей Кубанской области была провозглашена независимая Кубанская народная республика со столицей в Екатеринодаре, просуществовавшая до 1920 года.
• 1920 — Республика и Войско упразднены.
• 1920—1932 — репрессии и раскулачивание.
• 1932—1933 — голод и массовые выселения (см. «Чёрные доски»).
• После 1933 года репрессивные меры к казачеству были отменены, восстановлен Кубанский казачий хор, формируются казачьи части Красной Армии.
Во время Великой Отечественной войны, при угрозе оккупации Кубани, был создан целый корпус насчитывая около 20 тысяч Кубанских казаков.
Также существовали кубанские части на стороне третьего рейха, особый вклад с создание которых внес Андрей Шкуро.
В конце 1940-х гг. на экраны вышел художественный фильм «Кубанские казаки».
В начале 1990-x гг. образованное казаками «Кубанское Казачье войско» во главе с атаманом Владимиром Громовым объявило себя преемником исторического Войска. Новое войско проявило себя в Абхазском конфликте, ворвавшись первым в Сухум в 1993 году. В наши дни ВКО "Кубанское Казачье войско" имеет в реестре около 30 тысяч бойцов. В вооружённых силах появляются отдельные казачьи части для контрактников и призывников из казачьих семей.
XXI век
• 2008 год. Новым Атаманом "Кубанского казачьего войска", по инициативе губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва, был избран вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда.



Слава Кубани! Слава героям! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
казак




Сообщение: 91
Зарегистрирован: 04.02.08
Откуда: Россия, Кубань, Староминская
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 19:43. Заголовок: Мы пишем новые стра..



Мы пишем новые страницы в истории Кубанского Казачьего Войска

В.П. ГРОМОВ, кандидат исторических наук,
доцент Кубанского госуниверситета,
генеральный директор департамента по делам казачества,
военным вопросам и воспитанию допризывной молодёжи администрации Краснодарского края,
атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал.


15 октября 2005 года... В Краснодаре прошёл юбилейный сбор Кубанского казачьего войска...
15 лет назад в такие же октябрьские дни собрались на первый свой съезд казаки Кубани. Собрались - после длительного периода гонений, репрессий, унижений и забвения... Собрались, чтобы вопреки тяготам, выпавшим на их долю, казачество возродилось. Собрались, чтоб заявить о своем стремлении именно к этническому возрождению - во имя служения Отечеству.
Возрождение казачества совпало со сложнейшим переломным периодом в истории государства. Распался Советский Союз. Не прекращается и по сей день обвал болезненных реформ. Период этот характеризовался упадком экономики, разгулом национализма и сепаратизма. От патриотов России - а именно такова государственная сущность казачества - потребовались взвешенная, воистину государственная позиция, верные оценки происходящего.
Минувшие 15 лет были чрезвычайно сложны для народа, для страны. Неизмеримо сложными были эти годы для казаков.
Возрождение наше начиналось буквально с нуля. Если точнее - с очень маленькой, в несколько человек группы энтузиастов. Это были любители истории казачества - вначале научный кружок, созданный в 1988 г. в Кубанском университете, затем - казачий клуб (1989 г.). И вскоре - всю Кубань охватило движение за возрождение казачества. В каждой станице возникали казачьи объединения...
Итог этого процесса - прошедший осенью 1990 г. первый съезд кубанских казаков. На нем и была принята концепция возрождения Кубан-
ского казачества, создана Кубанская казачья Рада - первая организация, объединившая всех казаков Кубани.
В последующем Рада была преобразована во Всекубанское казачье войско, а затем - после вхождения в государственный реестр - войско обрело историческое название: Кубанское казачье войско.
Назову лишь немногих из тех, кто стоял у наших истоков: Андрей Горбань, Федор Бунин, Александр Берлизов, Ю.Н. Загудаев, В.К. Понома-ренко, В.А. Лемешко, Н.М. Конограй, Г.А. Тыванюк... Десятки и сотни других казаков, атаманов, которые создавали в станицах и хуторах казачьи организации, и ныне в строю. Это и А.И. Маловик, В.А. Лоза, Г.Г. Пелипенко...
Мы благодарим жен наших - за терпение, за поддержку, за участие в жизни обществ. Сколько казаков в течение всех этих 15 лет тратили и тратят свои энергию, силы, своё время, а порой и личные материальные средства на наше общее дело!
Ну а те, кто приходил в казачество в поисках личной выгоды, так же быстро и уходил от нас. Чужды им были интересы казачьего товарищества.
А разве можем мы забыть тех, кто все эти годы помогал казачеству, кто поддерживает его и сегодня. Николай Игнатович Кондратенко... Ныне покойный Николай Дмитриевич Егоров... Евгений Михайлович Харитонов... Алексей Александрович Багмут... Владимир Исламович Хуби-ев... Аслан Алиевич Джаримов... И конечно же - Александр Николаевич Ткачев и Владимир Андреевич Бекетов. Вам - слова нашей признательности и благодарности - за то, что вы были всегда, как и сегодня, вместе с нами, разделяя наши помыслы и чаяния.
Когда 15 лет назад собрались мы на первый свой съезд, многое представлялось и романтично, и туманно. Принятые тогда программы оказались далеки от тех результатов, которых добились мы за эти годы. Мы полагали: все, может быть, сведётся главным образом к культурно-просветительской деятельности. Мы и не надеялись на поддержку государственной власти. Так что 15 этих лет - новая, значительная страница в истории Кубанского казачества. Она - результат нашей совместной работы. Мы показали: процесс возрождения казачества приобрел необратимый характер, и сегодня казачество находит поддержку и понимание не только на уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне федеральном. Не случайно Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Не только древняя, но и новая Россия немыслима без казачества».
Мы дорожим достигнутым и благодарны каждому, кто внес свой вклад, большой или малый, в наше общее дело возрождения. Казаки и атаманы, и друзья казачества, и власть государственная всегда были рядом в нашем общем трудном пути. Ветераны казачьего возрождения должны быть в почете и уважении во всех казачьих обществах.
Анализируя пройденный 15-летний путь, отмечу следующее.
Первое: Мы и впредь должны идти по пути сплоченности казачества России и Кубани; с учетом исторических уроков определять свою стратегическую цель - культурно-этническое возрождение, ибо казачество - явление уникальное, в нем этнические и социальные начала переплетены очень тесно. Под социальными началами мы подразумеваем готовность казаков выполнять обязанности перед обществом, государством. Под этническими - сохранение и развитие богатой культурной традиции, того, что всегда определяло духовный мир казака. Это важно не только для казаков - для нас самих, но и для всей русской культуры, для России в целом. Это - в интересах государства Российского, потому что предполагает формирование нравственно, морально и физически здорового облика поколения молодежи.
Эта стратегическая задача выработана в начале нашего пути - она же останется нашей главной целью на многие годы.
К сожалению, значительная часть нынешних казаков не является носителем казачьей культурной традиции, но лишь её потребителем. Мало надеть казачью форму или даже стать атаманом казачьего общества -нужно взять из прошлого все лучшее, преумножать его и передавать грядущим поколениям.
Второе: Взвешенная политика руководства Кубанского казачьего войска позволила нам уже в самом начале нашего возрождения найти понимание и поддержку у руководства Республики Адыгея (в то время - у президента Аслана Алиевича Джаримова), у руководства Карачаево-Черкесской Республики (в то время - у ее главы Владимира Исламовича Хубиева), воссоздать отделы Кубанского казачьего войска в исторических границах. Этим мы обеспечили этническое и территориальное единство казаков - где бы они ни проживали в пределах бывшей Кубанской области.
Вхождение казаков Абхазии в состав Кубанского казачьего войска расширило территорию расселения Кубанского казачества. И мы признательны Президенту Республики Абхазия Сергею Васильевичу Багапшу -не только давшему согласие на создание структуры Кубанского казачьего войска на территории республики, но и издавшему соответствующие указы. Все это говорит о доверии казакам, уважении к нашим предкам, к
нам - нынешнему поколению казаков. Делегация казаков Сухумского отдела ККВ участвовала в работе юбилейного сбора.
Третье: Я не раз говорил: Краснодарскому краю, Кубани везло на руководителей. Все эти 15 лет краем управляли коренные кубанцы, ратующие за Кубань, сохранявшие и население, и экономику Кубани. С самого начала в их лице - а это не только руководители края, но и руководители органов местного самоуправления, предприятий и хозяйств - мы находили поддержку. Поддержка эта и сегодня - подтверждение доверия к нам, а это в свою очередь возлагает на нас еще большую ответственность, требует от нас серьезных, глубоко продуманных поступков.
Четвертое: Я напомню: а эти годы наша страна пережила два серьезнейших политических кризиса - 91-й и 93-й. Все, кто начинал наше возрождение, рисковали многим, в том числе - и служебным положением. У истоков возрождения были и судья краевого суда Ю.Н. Загудаев, и заместитель прокурора Краснодара Н.И. Шепель, и руководитель КНМЦ B.C. Ярешко, и художественный руководитель Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко, и многие, многие другие. В октябре девяностого года мы еще не знали, куда кривая выведет... А ведь то было время, когда еще сильна была коммунистическая партия, а её отношение к казачеству известно. В то же время присутствие этих людей в наших рядах с самого начала свидетельствовало: возрождение наше будет идти в рамках закона. И утверждало серьезность наших намерений.
Мы обозначили: нас волнуют все проблемы, происходящие в обществе, и мы оставляем за собой право принимать участие в решении этих проблем. И в те годы, да и сейчас для жителей Кубани мы зачастую были и остаемся той последней инстанцией, к которой население обращалось с надеждой разрешить какие-то проблемы. И сегодня к нам обращаются люди, и по мере возможности мы всегда стараемся им помочь.
Наша позиция того времени предопределила наше участие в политической жизни общества - не как политической партии, но как н а -родной силы - силы, обладающей стабильностью.
Пятое: В самом начале нашего пути недруги казачества попытались разделить нас на белых и красных. Но мы, помня о великой трагедии 20-х годов, считали главным для себя служение делу возрождения казачества. Мы помнили и уроки прошлого, и предков наших, воевавших на той и на другой стороне.
На ошибках необходимо учиться у истории и идти вперед, избегая их. Опыт прошлого позволил нам не совершать ошибок вновь.
Шестое: Девяностые годы минувшего столетия - время бурного развития политических партий. Процесс партстроительства затянулся до сегодняшнего дня. Каждая партия хотела иметь у себя свою казачью составляющую. Тем самым создавалась реальная угроза - казачество раста-щивалось по политическим, партийным квартирам. Некоторые из казачьих войск не устояли. У Кубанского казачьего войска хватило мудрости заявить о своей надпартийности, и это позволило нам укрепиться организационно, не потерять лица в политической неразберихе. Это вовсе не означало, что Кубанское казачество не участвует в политической жизни и управлении краем. Инициативы казаков нашли проявление в принятии закона о символах Краснодарского края, ужесточении контроля за миграционной ситуацией в крае и во многом другом.
У Кубанского казачества есть свои традиции, и мы можем взаимодействовать с партиями, решая вопросы во благо Кубани, во благо казачества. Но если кто-то говорит, что мы вне политики, он ошибается. Все 15 лет мы в центре политики - и в рамках государства, и в фокусе внимания различных спецслужб и разведок других государств. Недруги России с тревогой смотрят на возрождающееся казачество и, по меткому выражению одного из генералов, представителя зарубежного государства, высказанному на одной из наших встреч, «мерзнут» при одной только мысли о возрождающемся казачестве.
О том, что интерес к казачеству, Кубанскому казачьему войску велик, свидетельствует и тот факт, что редкий день у нас не бывают представители зарубежных средств массовой информации.
Седьмое: Кто бы и как бы ни давал оценку деятельности современного казачества, она во многом будет ошибочной, потому что - и это главное - мы не имеем собственных средств массовой информации, у нас нет возможности донести до народа свою позицию, объяснить политику на сегодня и завтра. Но несмотря на это, волреки противостоящим нам силам, казачество широко представлено в органах государственной власти и местного самоуправления - не только Краснодарского края, но и в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской республике.
Вот один из примеров: атаман Баталпашинского отдела возглавляет в правительстве Карачаево-Черкесской республики структурное подразделение по работе с казачеством. Да, во многом отношение к нам, наше участие во власти зависят от нас самих. Там, где у руководства казачьими обществами стоят серьезные, пользующиеся авторитетом казаки, там они избираются в органы власти, участвуют в управлении.
К сожалению, у нас есть и такие, кто любит больше поговорить, чем что-то сделать. Любят они и бездумно покритиковать и посплетничать.
Но время расставляет все по своим местам. От нас ждут конкретных дел, конкретной помощи людям. От каждого из нас! Где бы мы ни находились, кем бы ни являлись - атаманами, депутатами или рядовыми казаками.
Восьмое: На протяжении всех лет с начала возрождения нам удалось сохранить добрые отношения с рядом живущими горскими народами. Делая первые шаги, мы - все, кто был и в оргкомитете, и во главе войска - отдавали себе отчет в том, что необходимо найти понимание и поддержку у горцев. Это было достигнуто. И роль казачества на северозападном Кавказе выросла: казачество стало в регионе стабилизирующим фактором. Сохраняются по-прежнему хорошие взаимоотношения в Карачаево-Черкесской республике; и если в Республике Адыгея ныне несколько меньше внимания уделяется казачеству, то все же и не пересматриваются прежние общие наши достижения.
Стремление ККВ сохранить стабильность в регионе - одна из главнейших наших задач. Об этом знают все горцы - от Абхазии до Дагестана. И эта политика не только в интересах Кубани, Кавказа. Она - в интересах России. И в этом и главная наша задача, и заслуга перед Отечеством.
Девятое: Добрые отношения сложились у ККВ с силовыми структурами, и прежде всего - с Федеральной службой безопасности, милицией, правоохранительными органами. Напомню тем, кто забыл: когда газета "Кубанские новости" на весь разворот опубликовала позицию органов госбезопасности в отношении возрождающегося казачества, то была позиция поддержки. Нам помогали генералы Червинский, Воронцов, Шишков; и это ко многому нас обязывает.
Десятое: Мы должны признать: мы, нынешнее поколение казаков, живем в тени славы наших предков. И это особенно заметно, когда бываешь в других регионах либо за рубежом, где знают о Кубанских казаках тех далеких лет и чтят память о них.
Но 15 лет возрождения показали: и мы, современное поколение имеем своих героев и гордимся ими. Вспомним тех, кто боролся за Приднестровскую молдавскую республику. Берлизов... Петин... Денисов... А герой Абхазии Александр Сидоренко?.. А наш отважный казак Иван Пузиков?.. Их имена должны помнить и мы, и чтить наша молодежь. Многие казаки погибли в боевых действиях в Чечне, Дагестане... И они - тоже наша гордость и слава.
У возрождающегося казачества много не сделанных дел, но много и возможностей для их свершения. Важно, чтобы в своём порыве к действию мы были достойны памяти и предков, и современников - тех, кто был с нами в одном строю полтора десятилетия назад.
Ныне в самый раз говорить и о наших проблемах, а их у нас много. Уверен: их было бы меньше, если б мы подчас не вредили себе сами. Конечно, мы - как и все наше общество, и органы власти - испытываем дефицит кадров. Никто из нас не родился атаманом, но в нашей среде воспитаны атаманы, способные решать серьёзные задачи и сложные проблемы.
И.В. Безуглый, В.А. Еремицкий, П.П. Запорожец, А.И. Тарасов, В.А.Коновалов, В.Б. Бережной, И.М. Потехин, атаманы районов... - мы все и сами учимся, и должны учить молодежь, готовить ее управлять войском, экономикой.
Нигде в России нет примеров, равных нашему: по инициативе главы администрации края А.Н. Ткачева и председателя Законодательного собрания В.А. Бекетова проведена учеба атаманов всех уровней по основам реформы местного самоуправления. Сейчас там, где у нас серьезные, думающие, инициативные атаманы, налицо успехи. Все и всегда достигается трудом, а не краснобайством.
Опыт взаимодействия с органами власти снискал нам уважение среди казачьих войск России. О многом, что мы сегодня имеем, некоторые войска даже и не мечтают. Принятие краевой целевой программы государственной поддержки казачьих обществ ККВ - свидетельство доверия нам в решении вопросов охраны общественного порядка, борьбы с наркоманией, ликвидации последствий стихийных бедствий, контроля за незаконной миграцией... Но это доверие накладывает на нас и огромную ответственность: требует четкой исполнительской, финансовой дисциплины. Нам доверены огромные средства, и мы не имеем права не оправдать этого доверия.
Принятая в 2004 г. декларация Кубанского казачества определяет нашу стратегию на пути возрождения. В центре внимания должны стать казачья семья, воцерковление и старых и малых, приобщение к богатейшей казачьей культуре, развитие спорта... Всё вместе это и есть патриотическое воспитание.
Нет, это - не внутривойсковое дело: оно имеет огромное значение для сотен и сотен тысяч наших современников, от его успеха зависит, каким будет казачество после нас, кем и какими станут наши внуки и правнуки.
А у нас зачастую бывает и так: отец состоит в казачьем обществе, а его дети - нет. Или наоборот... Работа с молодежью - главное направление нашей деятельности, и она должна идти и в семье казака, и в казачьем классе, корпусе, и в казачьем обществе.
Разве могли мы мечтать ещё лет двадцать назад о кадетских корпусах, о казачьих классах?.. Спасибо главам местного самоуправления Ку-щевского, Темрюкского, Красноармейского районов и другим. Ныне в ККВ созданы 98 казачьих центров военно-патриотического воспитания. А сколько спортивных клубов, секций!.. Войско - не только мужчины, но и наши жены, дети, старики. Казачество - форма жизнедеятельности. Нам необходимо заботиться о росте наших рядов, привлекать в войско грамотных и опытных специалистов, и нужны нам они во всех областях: учителя, юристы, агрономы, инженеры... От них зависит наше будущее.
...Истекшие 15 лет показали: возрождение казачества было и стало возможным только при помощи войска - организованной, сплочённой великой целью части казаков. Войско - не только организующая составляющая. Оно несет воспитательные функции, способствует духовному росту. Без войска мы не имели бы нормативной базы, и с войском мы и должны связывать наши дела и успехи в деле возрождения казачества. Процесс этот - длительный, и сколько ещё нам предстоит работать!..
О нас, о сегодняшних наших делах будут судить наши потомки. Так же, как судим мы о делах, о свершениях, о ратных и трудовых подвигах тех, кто был на Земле Кубанской задолго до нас.
...Есть легенда: где-то в стенах усадьбы Ф.А. Щербины в Джанхоте замурованы рукопись третьего тома «Истории Кубанского казачьего войска» и даже материалы для работы над 4-й книгой... Как бы всем нам хотелось, чтоб мечты эти обрели явь! Но если этого не случится...
Что ж - не кому-то, но именно нам - и нынешним кубанским историкам, хранящим заветы Федора Андреевича, и всему Кубанскому казачьему войску, и всем землякам нашим кубанцам дополнять «Историю...» выдающегося российского историка новыми и новыми страницами. И пусть будут они и честны, и достойны того, что сделано им.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
казак




Сообщение: 115
Зарегистрирован: 04.02.08
Откуда: Россия, Кубань, Староминская
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.10 19:06. Заголовок: "Специальность -..


"Специальность - казак?.."
интервью с бывшим атаманом ККВ В.Громовым
Государство нас уверяет, что возрождение казачества идёт успешно. Как обстоят дела в Кубанском войске, мы решили узнать у бывшего атамана, одного из инициаторов его возрождения, депутата Законодательного собрания края Владимира Прокофьевича Громова. Одного из тех, кто совсем недавно определял политику властей в отношении казачества и вёл Войско туда, куда оно на сегодня и пришло (и продолжал бы вести, если бы выставил на Раде вновь свою кандидатуру).
* * *
- Владимир Прокофьевич, какой Вам видится ситуация в Кубанском войске?
- Кубанское войско, как и другие казачьи войска - сложный организм из людей, добровольно объединившихся ради возрождения казачества. Это разные люди - по социальному, имущественному положению, культурному и образовательному уровню. Но всё это - казаки. Общество и государство должны с уважением относиться к ним, воспринимать их такими, какие они есть. Они не просто продолжают славные традиции своих предков - над ними до сих пор довлеет трагедия, случившаяся с казачеством в 20 веке.
Уже два года, как я не возглавляю Войско, но по-прежнему состою в нём, радуюсь победам и не понаслышке знаю о его проблемах. Казаки и атаманы по-прежнему приезжают ко мне, советуются.
Говоря откровенно, казачество сейчас переживает сложный период. Хотя государство - и федеральный центр, и краевые власти - уделяет ему огромное внимание. Прежде всего - в плане привлечения его к государственной службе, на что нацелены указы Президента и местное законодательство, казачьи общества получают серьёзную финансовую поддержку от администрации края. Однако сейчас, как никогда, чувствуется усталость казаков. Власти края привлекают их к охране общественного порядка, борьбе с распространением наркотиков, работе МЧС. Это всё важно и нужно, но ведь служба второстепенна по отношению к целям и задачам казачества. Когда же она становится основной сферой деятельности Войска, то всё явственнее проступает тенденция превращения казачества в своего рода "специальность".
- Как оценивать в этом плане последние указы Президента в отношении казачества? Есть ли в них что-то новое - и для того же Реестра, и для общественников?
- Чтобы серьёзно судить о них, с документами этими надо детально ознакомиться - на что времени пока не было. На первый же взгляд - это подтверждение позиции, выработанной руководством страны ещё в предыдущие периоды правления. Что-то добавлено, уточнено, но в целом речь всё о том же - о превращении казачества в специальность.
- Действительно, складывается впечатление, что продолжается движение всё в том же направлении - к казачеству как разновидности ДОСААФ. И это несмотря даже на очевидные провалы - в частности, с формированием "казачьих" воинских частей...
- Всё сводится для властей страны к простой форме: служишь - казак. Не служишь - не казак.
Люди образованные просто-напросто не хотят выполнять предлагаемую службу (тем более, что с ней много непонятного, многое не соответствует традициям казаков), что приводит к тому, что из Войска уходит интеллигенция. А её надо, наоборот, привлекать! Нужны грамотные, образованные атаманы, способные не только организовать службу, но работать над культурно-этническим возрождением казачества. Сейчас же элементы администрирования в управлении Войском приводят к тому, что на атаманов обрушивается вал инструкций, приказов, требований, от них требуют всевозможные справки и отчёты. За всей этой канцелярской волокитой атаманам элементарно некогда заниматься делом.
- Администрирование подменяет собой живую работу - это для России не ново. Хуже, что до сих пор нет государственной идеи казачества. Принимаемого и казаками, и властями представления о том, что это теперь такое. Что, собственно говоря, нужно "возрождать"...
- Произошла подмена идеи культурно-этнического возрождения казачества на категорию служилых людей. Казаки и атаманы не понимают, куда их "ведут". Действительно, нет идеи, идеологии, которая бы указала путь. Сейчас Законодательное собрание края, по моей инициативе, работает над концепцией "Государственной политики Краснодарского края по отношению к Кубанскому казачьему войску". Надеюсь, она станет серьёзным подспорьем в деятельности казаков.
Один из показателей указанной выше подмены - создание параллельной Войску структуры - госучреждения "Казаки Кубани". Там есть свой директор. Все средства, выделенные в рамках целевой программы края по поддержке казачества, направляются именно туда! Это наносит немалый ущерб Войску, получился своеобразный инструмент давления на казаков, что вызывает справедливое их недовольство. Считаю, что это учреждение надо упразднить, как полностью надуманную структуру.
- Много ходит слухов о состоявшейся 5-го марта этого года Войсковой Раде. Она была достаточно бурной?
- К сожалению, я на этой Раде не мог присутствовать, но знаю, что там происходило. Многие атаманы потом делились впечатлениями. Был откровенный разговор о проблемах казаков, и я думаю, что руководству Войска нужно будет учесть всё, что было там сказано.
Думаю, что казачьи атаманы поступили правильно, не одобрив разработанное московскими чиновниками "Положение", регламентирующее жизнь Войска. Такие документы должны составляться с учётом казачьих традиций, и никак иначе. Аналогичная ситуация и с уставом Войска, его мало кто видел. Типовой устав требует доработки с учётом традиций управления на Кубани - они отражены в нынешнем уставе, и их необходимо сохранить.
Это не первый раз, кстати, когда казаки не одобряли присланный сверху устав. Ещё в 1995 году Президент подписал указ о войсковом реестре. Наше Войско подало документы на вхождение в него одним из первых, но вступило лишь через два года. Мы отказались от предлагаемого типового устава и сформировали собственный, с учётом традиций. И сказали - берите такими, какие мы есть! Жизнь Войска должна опираться на казачьи традиции, а не на мнения и пожелания чиновников различного уровня.
Повторюсь, Кубанским войском проделана большая работа в плане организации службы. Но не в этом суть возрождения казачества. О непростой ситуации, что сложилась в нём, говорит и тот факт, что многие казаки думают вообще покинуть Войско, уйти в общественные организации. Когда ко мне обращаются с этой идеей, я всегда отговариваю казаков от этого шага. Мы создавали Войско не для того чтобы его распускать. Атаманы приходят и уходят, а Войско должно оставаться и крепнуть.
- Сколько у нас сейчас казаков? И каково соотношение родовых с новообращёнными и самозваными?
- Вопрос о численности современного казачества всегда беспокоил и казачьих лидеров, и государственные власти, и силовые структуры, и политические партии, с началом той или иной избирательной компании пытающиеся привлечь казаков на свою сторону различными посулами. И все они сталкиваются с крайне противоречивыми сведениями.
Есть данные переписи населения 1896 года - тогда в России было 4,5 млн. казаков, в том числе 1,5 млн. кубанских. Последний раз при советской власти казаки обозначались - причём в добровольном порядке! - в ходе переписи 1926 года. Тогда их численность на Кубани составляла 1,286 млн. - и это после того, как казаки ощутили на себе все испытания Гражданской войны и расказачивания. Вот были сила духа, национальная гордость и самосознание!
С началом возрождения Кубанского казачества, его масштаб приобрёл такой размах, что вызвал восторг и удивление самих казаков и современников. Но в это время перепись населения не проводилась, и мы располагаем лишь данными мониторинга 1992 года, определившего численность потомков казаков среди населения Кубани - 1,2 млн. человек. Эти данные интересны, но не более, ибо не подтверждены официальной статистикой.
- Многих казаков в то время эти данные не удовлетворили, и они стали приводить в прессе более весомые цифры, ссылаясь то на свои собственные исследования, то на данные неких "закрытых" опросов...
- Сами атаманы казачьих войск, прежде всего, ударялись в крайности, завышая сведения о казаках в России - от 3-4 до 9-12 млн. человек. Тогда, в период острой политической борьбы и нестабильности, это было рассчитано на привлечение внимания политических партий, нередко воспринимавших эти сведения за чистую монету. Тогда атаманы и стали появляться в президиумах различного рода партий. Впрочем, это был обоюдный процесс - атаманы и политики устремились навстречу друг другу, надеясь за счёт партнёра поднять свой авторитет. В это время, кстати говоря, в 1992 году Кубанское войско приняло решение, запрещающее казакам членство в партиях.
- Многие из атаманов вполне искренне верили в то, что говорили. Или считали, что так надо - ради блага казачества. Некоторые настолько убедили себя самих в своей массовости и силе, что вообще настаивают на необходимости создания собственной "казачьей партии".
- Поверив в завышенную численность казачества, некоторые из них, даже сами создатели легенды, не раз высказывали идею о создании казачьей партии. Вот была бы ситуация: казачества как такового ещё нет, а партия казачья - есть!? Да и наивно полагать, что создание партии возможно без серьёзных материальных средств - их нужно будет у кого-то взять. Тогда какая же это будет "казачья" партия? И тут совсем не важно даже, кто этот добрый "дядя" будет, что даст денег, с казачьими корнями или вовсе без оных...
Как бы то ни было, не без труда Совету атаманов казачьих войск удалось добиться, чтобы во Всероссийскую перепись населения 2002 года включили графу о казачьем населении. Пришлось убеждать в важности таких сведений не только чиновников, но и самих казаков! Они, с одной стороны, заявляли о своём казачьем происхождении, а с другой - не видели смысла в официальном обозначении себя таковыми. По данным этой переписи, в Краснодарском крае проживают 17,5 тысяч казаков - мужчины, женщины, дети. Хотя в то же самое время, при создании госреестра, атаманы сообщали о численности казаков в 140-150 тыс. В итоге в реестр вошло 40 тысяч казаков Кубани.
- И какая же цифра ближе к истине?
- Казаков можно разделить на три группы. Во-первых, потомственные, сохранившие этническое самосознание - это они остаются застрельщиками всех казачьих дел. Другая часть потомственных казаков считает себя казаками, но при этом неразрывным образом связывает себя с русским народом, признавая былое казачество служилым сословием. И, наконец, те, кто вообще утратил своё казачье самосознание. Последних - подавляющее большинство.
Вывод напрашивается один - казаков на Кубани, да и в целом по России, не так много, как нам хотелось бы.
- Вы не говорите ещё об одной - и весьма значимой группе современного казачества, особенно вне границ традиционных его областей. Немалое число людей пошли "в казаки" из соображений моды или патриотических убеждений, не имея вообще казачьих корней. Да и на Кубани недавно было решено довести численность реестрового казачества до 1 млн. человек - представляю, кто окажется среди этих казаков...
- В последнее время, когда государство всё шире привлекает казаков к так называемой государственной службе, ряды их активно пополняются людьми не казачьего происхождения - порой они идут туда просто для того, чтобы заработать какие-то деньги. Где атаманы занимают некие административные должности, для увеличения численности казачьих обществ в них зачисляются подчинённые этих должностных лиц (например, сотрудники милиции). То есть происходит размывание казачьих обществ пришедшими работать казаками, не более того. Например, в одном из храмов я увидел человека в казачьей форме. Спросил, казак какой он станицы? В ответ, смутившись, тот сказал, что в казачестве недолго и пришёл из-за работы - но здесь мало платят и он будет уходить "на другую работу".
А ведь возрождение казачества - это, прежде всего, пробуждение этнического сознания. Процесс долгий и рассчитанный при благоприятных условиях не на одно поколение. При этом под "благоприятными условиями" следует понимать помощь и поддержку со стороны государства, а не администрирование чиновников всех мастей, ряды которых всё возрастают.
- Если из этого самого миллиона настоящих казаков будет меньше половины...
- История знает много примеров исчезновения целых народов с карты мира. Но нет ещё примеров искусственного создания народов, этнических групп! Возрождение казачества - первая такая попытка. И это дело не чиновников - они не руководствуются интересами людей, а лишь отражают позицию власти.
Донской историк А.И. Козлов заметил: "Государство всегда подходило к решению казачьих проблем с точки зрения корыстных интересов, сиюминутной выгоды". Между тем, этническое возрождение - процесс наисложнейший, требующий не просто понимания и поддержки со стороны государства, но и усилий и совершенствования знаний каждого казака, каждой казачьей семьи.
Если на этнической карте России не будет казачества с его культурой, традициями, самосознанием, мы неизбежно получим неоказачество, никоим образом не связанное с предшествующими поколениями казаков. Просто сообщество людей в форме, определённых в оное чиновничеством.
- И всё же: возможно ли вообще сегодня, в условиях значительного расслоения общества, разности условий жизни и воспитания, некое единое казачество - с общими представлениями о своём месте в этой жизни? Не кажется ли, что пропасть между реестровыми и общественными казаками только углубляется?
- Современное казачье движение переживает глубочайший кризис. Одни из причин его порождены самим казачеством, другие - следствие внешних факторов, в том числе и государственной политики. Этот сложный, полный противоречий вопрос нуждается в глубоком и всестороннем анализе - и, наверное, отдельном разговоре. Хотелось бы, чтобы и реестровое, и общественное казачество шли при этом рука об руку. Тем более, что идейный и организационный кризис затронул всё движение.
Давайте вспомним наши истоки - хотя бы со времени проведения в Москве первого "Большого круга", давшего старт объединению казаков в общественную организацию "Союз казаков". Мы оба были участниками этого события и помним первые разногласия, начало деления на "белых" и "красных", различные взгляды на прошлое и будущее казачества. Крайне важно было уже тогда выработать идеологию возрождения - и очень важные положения её, мне кажется, достаточно чётко сформулировала Декларация казачества, принятая в ноябре 1990 года в Краснодаре. И ту же позицию закрепил 26 апреля 1991 г. закон "О реабилитации репрессированных народов": казачество - это исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей.
Естественно, движение приняло в себя, даже в числе родовых казаков, людей не просто из разных социальных групп, но и разных политических взглядов - они по разному понимали суть казачества, идеи и цели возрождения.
Те же военные видели в казачьей организации структуру вроде армейской. В армии приказ командира, воинские звания определяют жёсткую дисциплину. В казачьем войске люди объединялись добровольно, и это накладывало отпечаток на взаимоотношения атамана и казаков. Опыт военных был использован казаками во время конфликтов в Приднестровье и Абхазии - но потом бывшие военные часто склонялись к силовым методам решения вопросов, к резкой риторике, напряжённости там, где нужна была спокойная целеустремлённая работа. Что, конечно, отпугивало интеллигенцию и вызывало насторожённость властей.
Не зря глава Краснодарского края, а затем администрации Президента и Совета по делам казачества Н.Д. Егоров в 1995 году сказал: "Казачество погубят военные, они будут подходить к вам, как армии и солдатам, живущим в казармах. И ещё: вы всё время говорите о государственной службе, а насколько готовы вы нести её? Боюсь, дадут такую службу, от которой вы разбежитесь!.."
Раскол в казачестве ясно обозначился после августа 1991 года. Отчасти он стал следствием недальновидности и честолюбия атаманов, которые начали широко поддерживать демократические власти и всевозможные партии, замелькали на экранах телевизоров, как в калейдоскопе. Казачьих организаций объявилось бесчисленное множество - что дискредитировало казачество в среде самих казаков.
Тогда решение ввести Государственный реестр было верным - "Станица", помнится, самым активным образом его поддержала. Да, при этом значение общественных организаций неизбежно уменьшалось - но на общественных началах и не возродить самосознание казачества! Реестр выявлял среди казачьих организаций наиболее серьёзные. "Союз казаков России" к тому времени оставался самой массовой организацией, А.Г. Мартынову не раз предлагали войти в реестр. Но он решил сохранить оппозиционность власти - и войскам пришлось идти в реестр самим по себе.
Без господдержки не решить вопросы возрождения, и в этом плане Кубань достигла наибольших результатов. Не в последнюю очередь потому, что во главе Войска встали потомственные казаки, юристы, историки, военные.
Для нас изначально было важно не заключать некие договоры с властью, но и самим идти в неё. Мы добивались, чтобы казаки войска участвовали в управлении краем в качестве депутатов и руководителей различного уровня (замечу, что в других войсках шли к власти иным путём - руководителей того или иного уровня принимая в казаки).
- Многие на Кубани рассматривают атамана Войска как фигуру несамостоятельную, подчинённую губернатору, неспособную отстаивать интересы казаков...
- Никто не может упрекнуть меня в несамостоятельности или угодничестве перед властью! Всегда старался вести с ней диалог на равных - будь то Президент России или глава края. Исходил из интересов казачества и не уступал по принципиальным вопросам. Нелегко отстаивать свою точку зрения, но - отстаивал и убеждал! Вероятно, потому у меня до сих пор сохраняются добрые отношения с большинством руководителей, с кем довелось работать.
Во взаимоотношениях с людьми для меня важны честность и порядочность. Зная слабости людские, я старался никогда не воспринимать предательство, обман как личную трагедию (тем более, что в современном обществе эти качества стали нормой поведения), старался прощать обиды и не помнить зла. Поэтому казаки верили и верят мне. Атаманом меня избирали казаки, а не назначали власти!- Жалеете ли Вы о чём-то из сделанного на атаманском мостике? Ведь, что ни говори, не без Вашего прямого участия Войско (и, шире, казачество России) пришло сегодня туда, куда оно пришло...
- Уже достигнутое кубанским казачеством столь масштабно, что 20 лет назад мы и представить себе не могли. Всё это важно сохранить и идти дальше.Многое вообще упирается в личность атамана - от хуторского до войскового. Насколько они верны казачьей идее и принципиальны, когда речь идёт об интересах казачества. Не дай Бог, оказавшись в рядах чиновничества, они будут преследовать лишь свои корыстные интересы. Сколько раз видел: сегодня казак, а завтра такой чинодрал!..
В любом новом и сложном деле не обойтись без ошибок. Мы преодолевали массу трудностей (а порой сами их и создавали). Но очень важно во время признать свои заблуждения и исправлять, определив цели и задачи по пути культурно-этнического возрождения. Вот если казачество совсем сойдёт с этого пути - тогда будет окончательный тупик!
В своё время председатель Донского правительства М.Н. Мельников сказал: "Сущность казачества не в лампасе и не в чубе, не в "образе служения" - а в казачьем духе, традициях и навыках, в казачьей психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, в его широкой терпимости, в его предприимчивости, умении защищать свои права; вообще, прежде всего, во внутренних качествах казака".
Мы сделали первый шаг в пробуждении казачьего духа, независимого характера, чувства достоинства. Будет ли второй? Оседлавшие казачество чиновники не только не считаются с уставами и демократическими традициями, но понукают казачество. Вот откуда чувство разочарования, вот почему нет у казаков прежнего горения...
беседовал Георгий Кокунько

Общеказачья газета - журнал "Станица" №54

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
казак




Сообщение: 127
Зарегистрирован: 04.02.08
Откуда: Россия, Кубань, Староминская
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.10 20:38. Заголовок: В 90-е гг. XVIII в. ..


В 90-е гг. XVIII в. началось заселение казаками неосвоенного Правобережья Кубани. Северо-Западную часть края от Тамани до устья р. Лабы заселяли черноморские казаки, костяк которых составили бывшие запорожцы. Повелением Екатерины II им вменялась в обязанность охрана новой южной границы империи. Был заложен войсковой город Екатеринодар и первые 40 куреней. С 1842 г. они станут называться станицами. Почти одновременно с заселением Черномории происходило и заселение Северо-Восточной части края – от устья р. Лабы до Кавказской области (будущей Ставропольской губернии). Пионерами заселения здесь были донские казаки, основавшие Усть-Лабинскую, Кавказскую и другие станицы. Эти донцы вошли в состав Кубанского полка. В 1826 г. на Кубань были переселены казаки-хоперцы, составившие Хоперский полк. В 1832 г. казаки, жившие на военных линиях от устья Лабы до устья Терека, были объединены в Кавказское линейное казачье войско (КЛКВ). К 40-м годам XIX в. в северо-восточной части Прикубанья было поселено 36 станиц КЛКВ. По мере завершения Кавказской войны возводились станицы и в Закубанье. Так, к 1860 г. между рр. Лабой и Кубанью появилось 32 станицы.
В 1859 г. завершилась война на Северо-Восточном Кавказе. Выдающийся горской предводитель имам Шамиль не только покорился силе русского оружия, но и, узнав поближе Россию, призвал своих соотечественников верой и правдой служить ей. На Северо-Западном Кавказе война вступила в завершающую стадию. В связи с этим начались серьезные военно-административные преобразования.
8 февраля 1860 г. указом императора Александра II была образована Кубанская область, включившая в себя территорию Черноморского казачьего войска, северо-восточную часть Прикубанья, подчинявшуюся атаману КЛКВ и Закубанья. А 19 ноября 1860 г. последовало распоряжение военного министра Черноморскому войску впредь именоваться Кубанским казачьим войском (ККВ). В его состав вошли шесть первых бригад правого фланга КЛКВ, включавшие два Кавказских, три Лабинских, два Урупских, два Кубанских, два Ставропольских и два Хоперских полка. Вхождение в состав ККВ 1-го Хоперского полка предопределило старшинство всего Кубанского казачьего войска. 28 марта 1874 г. император официальным указом повелел считать его летоисчисление по старейшему в войске Хоперскому полку с 1696 г. В этом году хоперские казаки вместе с донцами и русскими солдатами взяли штурмом турецкую крепость Азов.
Создание Кубанского казачьего войска диктовалось, прежде всего, удобством военно-административного управления. На территории одной области должно быть и одно войско. По этому же принципу было организовано и Терское казачье войско на территории одноименной области. Принималась во внимание и некоторая изолированность черноморских казаков, унаследованный от Запорожской Сечи дух своеволия и автономности, что в определенной степени проявило себя в годы Гражданской войны. Объединение черноморцев, где преобладали украинцы, и линейцев с русским составом населения в рамках единого казачьего войска способствовало их консолидации на межэтнической основе, формированию субэтнической общности и общего самосознания – кубанские казаки.
В лице кубанских казаков государство получило не только отличных воинов, но и рачительных хозяев-земледельцев.
Создание Кубанского казачьего войска и рост населения обусловили унификацию земельных порядков в станицах. Выработалась демократическая передельно-паевая система распределения земли. Каждый казак с 17 лет мог получить паевой надел. С 1890 г. он составлял до 18 га. Но с ростом казачьего населения уменьшался. В 1917 г. уже был 7,6 га. И все же он был больше, чем у других групп крестьянского населения России. К тому же это были лучшие в стране земли. Экономические привилегии создавали условия для капиталистической модернизации кубанских казачьих хозяйств. В начале ХХ в. они вышли на первое место в стране по обеспеченности новейшей сельскохозяйственной техникой, а Кубань стала одним из крупнейших зернопроизводящих регионов России.
Однако за свои привилегии казакам приходилось расплачиваться постоянной воинской готовностью и службой. Да и снаряжение казаков на службу происходило за их счет. В начале ХХ в. казачьей семье это обходилось до 250 руб. – сумма немалая, если учесть, что 1 кг хлеба стоил несколько копеек.
Нелегким трудом достигалось казачье благополучие, кровью добывалась казачья слава. Не было ни одной войны России, в которой бы не участвовали кубанские казаки.
19 июля 1914 г. Россия вступила в невиданную в истории мировую бойню. Уже в первый день войны Кубань провожала на фронт казаков 2-го Полтавского и 2-го Кубанского полков. Причем казаки выставляли на фронт наибольший процент трудоспособного населения – в два раза больше, чем крестьяне. К 1917 г. в действующей армии сражалось более 106 тысяч кубанских казаков. Около 25 тысяч из них были убиты, ранены или пропали без вести. Более 30 тысяч получили георгиевские награды – престижные символы военной доблести.
В 1915 г. казаки вместе с русской регулярной армией приняли активное участие в спасении анатолийских армян, вырезавшихся турками. Нередко казаки подхватывали в седла армянских детей и увозили их с места побоища. Всего русскими воинами было спасено 375 тысяч армян. Не случайно в Армении есть памятники казакам.
1917 г. революционным набатом прозвучал над Россией. В первую очередь он затронул казаков-фронтовиков, которые в определенной мере испытали на себе влияние революционной пропаганды. Об этом с горечью писал организатор Добровольческой армии генерал М.В. Алексеев. Однако, вернувшись домой, кубанские казаки постепенно нейтрализовались в традиционной среде станичников и заняли выжидающую позицию. Атаман ККВ генерал М.М. Бабыч был отстранен от должности Временным правительством. На Кубани установилось троевластие: гражданские комитеты, большевистские советы и атаманское правление в станицах. В августе 1917 г. была созвана войсковая рада, на которой избраны войсковой атаман полковник А.П. Филимонов и Законодательная рада. Однако в марте 1918 г. большевики заняли Екатеринодар, и всюду стала устанавливаться советская власть.
Между тем из Ростова в поход против большевиков двигалась небольшая, в несколько тысяч человек Добровольческая армия генерала Л.Г. Корнилова, возлагавшего большие надежды на пополнение ее кубанскими казаками. Но большинство станичников продолжали сохранять вооруженный нейтралитет. Л.Г. Корнилов погиб под Екатеринодаром, а принявший командование А.И. Деникин увел добровольцев на Дон. Однако через несколько месяцев его армия вновь появилась на Кубани и 17 августа 1918 г. вошла в Екатеринодар. К этому времени казаки уже стали отходить от позиции сторонних наблюдателей. Нарастало негативное отношение к большевикам, которые разогнали Учредительное собрание, вводили в стране продразверстку и диктат комитетов бедноты. 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК РКП(б) приняло циркулярное письмо, положившее начало массовым репрессиям против казаков. Решение это было вскоре отменено, но большинство кубанского казачества (более 100 тыс. человек) встало под знамена белой армии. Однако и эта основная часть его не была единой, постепенно разделившись на самостийников (главным образом бывшие черноморцы) и неделимцев (бывшие линейцы). Сепаратисты, преобладавшие в Раде, стремились утвердить суверенитет Кубани. На это А.И. Деникин ответил репрессиями. Казаки, которые раньше составляли основную часть его Добровольческой армии, стали покидать ее и расходиться по домам.
Весной 1920 г. белые части на Кубани потерпели поражение. В мае капитулировала в районе Адлера 60-тысячная Кубанская казачья армия генерала В.И. Морозова. Часть казаков перебралась в Крым к генералу П.Н. Врангелю. С разгромом его армии до 18 тыс. кубанских казаков покинули Россию, многие навсегда. Часть казаков продолжила борьбу с большевиками в радах бело-зеленого движения. Однако большинство казаков-станичников, устав от тягот Гражданской войны, вернулись к мирной хозяйственной деятельности, примирившись с новой властью. Казалось, этого хотело и большевистское руководство, в 1925 г. признавшее ошибочным негативную политику в отношении казачества. Но уже через два года начинаются аресты и расстрелы бывших «белослужащих». Создаются печально известные «тройки» полпредства ОГПУ, скорые на расправу.
В конце 1920-х гг. начинается коллективизация, выселение кулаков и принудительная организация хлебозаготовок. Станицы, не выполнившие плана хлебозаготовок, заносились на так называемые «черные доски». Они подвергались экономической блокаде, доводившей казаков до голода. Жителей наиболее «провинившихся» станиц выселяли в северные районы Урала. Так, из станицы Полтавской, переименованной в Красноармейскую, выселили до 3 тыс. семей, из станицы Уманской, переименованной в Ленинградскую, более 1,2 тыс. семей. Тысячи казачьих семей отправили на Урал из Урупской, Платнировской, Бейсугской, Новорождественской, Пластуновской и других станиц. Всего около 60 тыс. человек.
Репрессии, агрессивная антирелигиозная политика, скоропалительная коллективизация, голод 1932/33 годов нанесли жесточайший удар по хозяйственному укладу казачества, его самобытной культуре, духовным традициям, но складывавшийся веками менталитет казачества они уничтожить не смогли.
Великая Отечественная война вновь зримо напомнила о казачестве.
Уже в первые две недели после начала война в военкоматы Краснодарского края поступило 12 тыс. заявлений от казаков с просьбой послать их на фронт. В декабре 1942 г. были сформированы 10-я, 12-я и 13-я Кубанские казачьи кавалерийские дивизии. В январе 1942 г. они вошли в состав образованного 17-го казачьего кавалерийского корпуса. В ознаменование его боевых успехов в августе 1942 г. он был преобразован в 4-й Гвардейский казачий кавалерийский корпус, а в январе получил наименование Кубанский. Успешно воевали казаки и в других кубанских кавалерийских дивизиях.
В то же время, объективности ради следует сказать, что часть казаков встала на путь сотрудничества с оккупантами. Это были в основном те, кто жаждал возмездия за незаконные расправы, спецпоселения, раскулачивание, кто поверил обещаниям в автономность казачьих областей под германским протекторатом. Их трагедия заключалась в том, что они не поняли того, что хорошо, например, знал А.И. Деникин – политические режимы приходят и уходят, а Родина всегда неизменна и требует защиты от завоевателей.
После войны на традиционных парадах еще можно было увидеть гарцующие кавалькады конных кубанских казаков. Однако постепенно казаки нисходили с исторической сцены, и казалось бы навсегда. Но вот в конце 1980-х гг. с началом демократической перестройкой казачество неожиданно для всех весомо заявило о своем существовании.
Как с небольшого ручейка начинается зарождение полноводной реки, так и с организационной деятельности небольшой группы энтузиастов стало набирать силу казачье движение на Кубани. В 1989 г. они создали любительский казачий клуб им. А.Ф. Бурсака. Его организаторами были доцент КубГУ В.П. Громов, преподаватель истории СПТУ Ф.Г. Бунин, ст. лейтенант внутренней службы А.Е. Берлизов, ст. научный сотрудник краевого исторического музея А.Г. Бурмагин и др. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд кубанских казаков, создана Кубанская казачья Рада, избран атаман В.П. Громов. Началась работа по воссозданию отделов, станичных и хуторских казачьих обществ. Все это проходило в непростой социально-экономической и политической обстановке в стране и на Кубани. В 1998 г. на большом сборе кубанских казаков было принято решение о вхождении в государственный реестр казачьих обществ РФ под историческим названием «Кубанское казачье войско». Его устав был утвержден Президентом РФ. Первым атаманом войскового казачьего общества стал В.П. Громов, которому был присвоен высший чин – казачий генерал. В 2007 г. на войсковом сборе ККВ войсковым атаманом был избран зам. главы администрации Краснодарского края Н.А. Долуда. В 2009 г. указом Президента РФ ему был присвоен высший чин – казачий генерал. О значении, которое придает казачеству современное руководство страны, говорит тот факт, что 12 января 2009 г. распоряжением Президента РФ Д.А. Медведева был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества. В настоящее время в Совет, который возглавляет зам. руководителя Администрации Президента РФ А.Д. Беглов, входят министр обороны, начальник Генштаба, большинство зам. министров правительства РФ, губернаторы, войсковые атаманы, депутаты Госдумы и т.д.
В год 150-летия Кубанского казачьего войска его представляют 57 районных, 513 городских, станичных и хуторских обществ. В рядах ККВ сегодня более 130 тыс. казаков, из них 42,3 тыс. взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы. Казаки привлекаются для охраны общественного порядка, природоохранной деятельности, для охраны границы, противодействия незаконному обороту наркотиков и т.п. Много внимания уделяется просвещению казачьей молодежи. В крае 5 кадетских казачьих корпусов, более 400 общеобразовательных школ, имеющих классы казачьей направленности.
В системе ККВ действует 38 фольклорных коллективов, работают многочисленные спортивные секции, проводятся традиционные для казачества состязания, в том числе конные на кубок губернатора и войскового атамана.
Как видим, путь, пройденный Кубанским казачьим войском от его создания до современного возрождения, был своеобразным и тернистым. И с помощью исторической реконструкции мы в состоянии воссоздать его прошлое, но не в силах столь же адекватно нарисовать его будущее. Сейчас многие видят возрождение казачества как восстановление казачьего этносоциума с его традиционной культурой. Будущее казачества они связывают с утверждением казачьих обществ как органов сельского самоуправления в системе муниципального управления.
Однако, если мы обратимся к опыту истории, в том числе и к истории Кубанского казачьего войска, то с уверенностью можно сказать, что будущее казачества будет зависеть от воли руководства страны. Именно целевые установки и практические действия государственной власти в отношении казачества и будут определять вектор его дальнейшего развития.

В. Ратушняк, профессор,
член Совета при Президенте РФ
по делам казачества


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



На главную| | Добавить страницу в «Избранное»