Кубанское казачье войско
Официальный сайт
http://slavakubani.ru/ ________________________________________
Культурная жизнь кубанского казачества в Зарубежье (по материалам воспоминаний казачьей эмиграции)
Корсакова Н.А.
Русская эмиграция - частица российской истории и культуры. Находясь в изгнании, русская эмиграция держалась сохранением прежней культуры России в инокультурном, инонациональном окружении. За рубежом составлены личные архивы, прекрасная мемуарная литература. Ценные фонды хранятся в Русском музее в Сан-Франциско, частных музеях по всему миру, в Войсковом Кубанском музее в Нью-Джерси.
В большом культурном наследии русского зарубежья видное место занимает общественная и культурная деятельность кубанских казаков. Недалеко от Нью-Йорка в Блаувельте живет дочь атамана кубанского казачества в зарубежье, в прошлом казака станицы Петровской Вячеслава Григорьевича Науменко, которая хранит архивы отца, его исследования и дневники, запечатлевшие страницы жизни и деятельности казачества вдали от Родины. В дневниках есть сведения о первом Войсковом Кубанском казачьем хоре под управлением Соколова, который был создан в Болгарии в 1920-е гг. и объединял большие творческие силы кубанцев (1).
В 1962 г. в Нью-Йорке вышла книга воспоминаний казака станицы Ильинской Гавриила Солодухина "Жизнь и судьба одного казака'', которая содержит богатейший материал о культуре кубанского зарубежья (2). Хорошим источником служат и произведения казака станицы Кавказской, полковника Ф. Елисеева "На коне по белу свету" и др. (3).
В первые годы эмиграции деятельность атамана В.Г. Науменко была направлена на создание кубанских станиц, различных благотворительных обществ, которые материально и духовно поддерживали казачество и вообще русскую эмиграцию. Одна из первых таких станиц (о ней пишет Г. Солодухин) была создана в 1923 г. в финском городе Фридрихсгамме во главе с полковником Ф.П. Елисеевым и получила название Кубанско-Финляндской казачьей станицы. В мемуарной литературе ее казаки называли себя ''елисеевцами. Здесь была организована одна из концертных групп, давшая на рождественские праздники первые успешные концерты. Успех казаков был настолько велик, что их стали приглашать в другие города. Вот как описывает один из вечеров поэт Иван Савин в газете, выходившей в Гельсингфорсе: "... С глубокого чувства национального унижения сняли тяжесть, и огромной сверкающей ширококрылой птицей закружилась над самодельными кинжалами, над грохочущим залом - душа русская. Та, которую ничем не убьешь, никогда не задушишь. Бессмертная любовь к Родине - России, вечная жажда ее, как старое вино, опьянили, зажгли, растрогали нас. В каждом из нас никогда не умирала Россия..." (4).
В октябре 1924 г. станица переехала во Францию. Здесь в Париже в 1924 г. генерал Шкуро организовал большую группу казаков-джигитов, куда были приглашены и кубанцы, которых джигитовке обучал легендарный казак станицы Переяславской полковник Василий Гамалий. Эта театральная группа была большой, около 100 песенников, 20 танцоров, 50 трубачей и около 80 джигитов. 25 мая 1925 г. на двадцатитысячном переполненном стадионе "Буфало" был дан первый концерт, а затем с грандиозным успехом прошли выступления на Марсовом поле, в курортном городе Ницце. Казаки приняли участие в съемках фильма "Наполеон".
В 1926 г. этот коллектив разделился на две группы. Первая во главе с генералом В.Д. Савицким состояла из 18 джигитов, танцора и 25 музыкантов духового оркестра, вторая, во главе с сотником С.И. Проценко, - из 50 джигитов. 35 певцов, 5 танцоров. 30 музыкантов духового оркестра. В 1926 г. они начали поездки по Америке. Были даны концерты в Нью-Йорке, Кливленде, Сент-Луисе, Чикаго. В Голливуде кубанские казаки с колоссальным успехом снялись в фильме "Казаки" по Л.Н. Толстому. В двадцати пяти милях от Голливуда в горах была построена казачья станица и горский аул, где пять месяцев шли съемки картины, вышедшей на экраны в 1928 г. Как пишет Г. Солодухин. "Немало из нас в этой картине поломали свои ребра во имя чести и славы казачьей"(5). В 1930-40-е годы кубанские казаки выступали в Канаде, Мексике, на Гавайских островах, в Австралии. В группе вместе с Г. Солодухиным была кубанская казачка, балерина Людмила Мищенко.
Атаман Науменко с самого начала эмиграции первостепенной задачей считал заботу о сохранении войсковых регалий - гордости и славы кубанского казачества (6). С переездом в США кубанцы более десяти лет убеждали американский конгресс дать разрешение на постройку Войскового музея. Одним из центров культурной жизни в Америке стал построенный кубанскими казаками Кубанский Войсковой Дом. Здесь проходили благотворительные вечера, выступал хор донских казаков С. Жарова, оркестр кубанского казака станицы Славянской В. Литвиненко.
В 1959 г. Конгресс дает разрешение на строительство Войскового музея. Атаманам всех казачьих объединений были посланы приглашения приехать на конференцию в Новую Кубань (Нью-Джерси). На добровольные пожертвования была куплена земля, так началось строительство одного из известных культурных центров Кубанского Войскового Музея. Фамилии 141 казака, пожертвовавшего деньги, написаны на памятной доске в музее (7). Музей был открыт для посещения в начале 1980-х годов. Многое было сделано В.Г. Науменко по описанию трагических событий в Лиенце (8), изданию историко-литературных сборников (9).
Зарубежные казачьи издания являются не только важным историческим источником, но и служат примером безграничной любви к Родине, которая отреклась от казаков и бросила их в изгнание. Они выражают веру в ее духовное возрождение.
Источники:
1.Дневники атамана В.Г. Науменко: Личный архив Н.В. Назаренко.- Блаувельт. США.
2.Солодухин Г. Жизнь и судьба одного казака.- Нью-Йорк, 1962.
3. Елисеев Ф. На коне по белу свету.- Нью-Йорк, 1966.
4. Солодухин Г. Указ. соч. - С.76.
5. Там же.- С. 93.
6. Дневники В.Г. Науменко.- С. 1 1-20.
7. Родимый край (Париж). - 1963.- № 46.- С 14-16
8. Науменко В. Сборник материалов о выдаче казаков в Лиенце и других местах в 1945 году.- Оранжоург (США). 1953-1960;
9. Науменко В. Кубанский исторический и литературный сборник.- Блаувельт (США), 1959.